Главная 11 мифов Монтессори-педагогики В Монтессори-школах вокруг ребенка создается искусственная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.

Правильнее было бы назвать развивающую среду Монтессори-школы специально подготовленной. Здесь, действительно, на полках лежит масса предметов, назначение которых глубоко и многослойно. И дети, и взрослые называют эти бусинки, коробочки и баночки, а позднее лабораторное оборудование, справочники и энциклопедии «материалом» для свободной работы. 60% - это классические материалы, придуманные самой Марией Монтессори сто лет назад. Любопытно, что нынешние российские ребятишки работают с ними с не меньшим энтузиазмом, чем их ровесники начала прошлого века. Многие ли наши учебники или учебные пособия могут составить им конкуренцию? Разве что «Азбука» Льва Николаевича Толстого!

Каким образом окружающая среда предоставляет детям свободу действий? В чем эта свобода? Очень просто: детям предоставляется свобода активной целенаправленной деятельности. Ребенок волен действовать, но, не мешая другим, не нанося вреда своему и чужому здоровью, и не портя окружающую среду. Свобода понимается как возможность самостоятельного выбора учебной деятельности. Ты можешь взять с полки любой материал и сколько угодно долго работать с ним один или с партнером. А если устал, можешь вообще ничего не делать. Посидеть, понаблюдать за работой других.

У Монтессори понятия свобода и дисциплина слиты в одно целое. «Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя способность. Способность выбирать наилучшее из всего окружающего. Дисциплина – это тоже внутренняя способность владения собой. И то, и другое заложено в ребенке природой, как в биологическом индивиде. От нас, взрослых, зависит, чтобы эти две способности развивались гармонично. Профессиональный педагог-Монтессори достигает этого в работе с детьми за три-четыре месяца.

И, пожалуй, самым важным аргументом в пользу естественности окружения детей в классе М.Монтессори является принципиальное отличие построения развивающей среды для детей разного возраста. Этот принцип основан на наблюдениях за спонтанным, свободным, естественным развитием ребенка в разные периоды его жизни. В классе стоят строго только те предметы, которые помогают ему в самостоятельном взрослении и освоении окружающего мира, наук и приобретении социальных навыков.

Да, такая развивающая среда стоит слишком дорого. Но, заметьте, что основа ее создается единожды и служит потом верой и правдой нескольким поколениям детей.

 

[+]
  • narrow screen resolution
  • wide screen resolution
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size