Главная Методики, по которым мы работаем: Когда начинать музыкальное воспитание и нужно ли

Ученые доказали, что приятная музыка благотворно сказывается на развитие малыша в утробе матери. Основываясь на этом факте, канадский студент инженерного факультета изобрел МР3-плеер для беременных, который скоро поступит в продажу.

Устройство, названное BLABY, представляет собой пояс с тремя встроенными наушниками, который застегивается на животе будущей матери. Проигрываемая плеером музыка хорошо слышна внутри живота, а через USB-разъем родители могут загружать любые песни, какие пожелают, даже свой собственный голос.

По словам автора устройства Джиофа Рамзая, плеер для беременных был создан на основе так называемого «эффекта Моцарта» — явления, открытого учеными, наблюдавшими за развитием эмбрионов под определенную музыку. Как показали эксперименты, дети, развивающиеся в животе под классическую музыку, в частности, под Моцарта, вырастали более сообразительными.

Встроенные в механизм наушники передают через стенки живота женщины музыку и голос, одновременно делая легкий массаж. Несмотря на то, что зародыш из-за околоплодных вод не может слышать непосредственно звуки, он воспринимает вибрации, производимые звуковыми волнами. По словам Рамзая, его разработка поможет родителям не только вырастить более умного и психически уравновешенного малыша, но и упрочить связь между собой и ребенком.

«За девять месяцев до рождения ребенка… А еще лучше - за девять месяцев до рождения матери». Так ответил Золтан Кодаи на вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?». Афористичное суждение известного венгерского педагога и композитора не просто красивый экспромт. Именно так дело и обстоит.

Cожалеем, если внесли некоторое беспокойство в вашу жизнь. Ведь многие родители считают, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет - растет здоровеньким, и слава Богу. Но педагоги и психологи сегодня утверждают в один голос: время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно наверстать.

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом известного японского сторонника раннего управляемого развития детей Масары Ибуки или его современного российского последователя Павла Тюленева, утверждающих, что «после трех поздно». Думаем, что все обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами высокого уровня. Однако не приходится сомневаться, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен. У детей до трех-четырех лет очень высокая способность к обучению и развитию. Они начинают с чистого листа, лишены стереотипных представлений, активно впитывают все новое.

С рождения младенец попадет в мир, наполненный звуками. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, стук погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в этот мир и пытается его понять. Уже в два-три месяца он начинает воспринимать звуковое окружение эмоционально. Малыш смотрит, откуда доносятся звуки, ищет глазами их источник, а с семи-восьми месяцев пытается воспроизвести то, что слышит: гулит, бормочет, иногда даже напевает. С этого времени ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

Еще не улавливая смысла слов, малыш чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На слова, сказанные ласково, отвечает улыбкой, тянется к взрослому ручками. Сказать то же самое сердито - пугается, плачет.

Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от звуков громких, чересчур резких. Его неокрепшей нервной системе они противопоказаны. Слыша громкие звуки (например, шум дрели за стеной), малыш морщится, сердится, иногда плачет. Когда громких, диссонирующих звуков много и они повторяются изо дня в день, ребенок нервничает, возбуждается, плохо ест и спит. Мелодичные, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют радость. Постарайтесь создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, некоторые музыкальные игрушки. Особенно благотворное влияние оказывает на музыкальное развитие младенца пение матери.

Веками мамы (а нередко и папы) пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о таком пении у многих из нас связаны с ощущениями счастья и любви.

Сегодня песня у колыбели все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему и несовременно, когда есть так много самой разнообразной поющей техники. Многим в нашей суматошной жизни просто не до песен. А жаль: пение близких - лучший путь к тому, чтобы ребенок ощутил музыку как что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что их одиннадцатимесячный ребенок пытается повторять интонации их пения, стали разыгрывать целые оперные сцены, обращаясь к малышу с напевными речитативам: «Вставай, маленький, любимый Сашенька! Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка?..» К двум годам Саша любил петь, а к трем распевал многие детские песенки: «Елочка», «Крокодил Гена», « Мы едем, едем, едем...».

Иногда мама и папа спрашивают: «А если нам медведь на ухо наступил?» У специалистов на этот счет нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребенку нежелательно, так как музыкальному слуху будет нанесен вред. На наш взгляд, представление о том, что если у родителей нет музыкального слуха, то и у ребенка его не будет, лишено достаточных оснований. Главное в пении родителей - не точное интонирование, а эмоциональный контакт.

Как определить, какая именно музыка нужна вашему ребенку? Выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Опыт семей, которые мы наблюдали, показал, однако, что совет Бехтерева срабатывает не всегда. Есть малыши, которые на музыку реагируют слабо или настолько неопределенно, что какие-то выводы сделать трудно. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, но подходящих для всех малышей.

Пусть для крошечного слушателя звучат лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит ограждать его от Баха, Чайковского, Бетховена и ограничиваться музыкой элементарной, написанной «специально для малышей». Оговоримся: конечно, у музыки для самых маленьких должна быть ясная мелодия, светлый характер, четкая форма. Как в чтении: сначала стихи Маршака или Чуковского. Но ни в коем случае не дешёвые, любительские поделки.

В педагогической литературе был описан интересный пример раннего слушания музыки. Папа и мама Алферовы любили музыку, хотя не имели музыкального образования. Сыну Грише они с месяца давали слушать Баха (выбор композитора был случайным). Слушать мальчику нравилось: он поворачивал на звук головку, улыбался. В четыре месяца у него появились любимые произведения - скрипичные концерты Баха и Вивальди. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и о том, что музыка перестала звучать, узнавали, услышав, что малыш собирается плакать. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать сам, а в год чисто пел несколько простых детских песенок. К четырем годам в песенном репертуаре Гриши были как детские, так и взрослые песни, а среди любимых композиторов - Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Знаем немало подобных примеров и не считаем Гришу вундеркиндом.

Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит спокойно, а когда звучит бодрая, радостная музыка, восклицает, напевает, иногда приплясывает. Вы доставите большое удовольствие еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под ритмичную, весёлую музыку будете их сгибать и разгибать. Кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Все это не только развивает его движения, но и улучшает настроение, создает важную эмоциональную связь: музыка - это радость и удовольствие.

Ближе к году ребенок с большим интересом слушает музыку, под которую взрослые ритмично двигаются с флажком или бубном. Взрослого может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс танцуют. Под песню игрушечная птичка поет; а когда песня кончается, улетает. Удобны так называемые петрушечные куклы, которые надеваются на руку и двигаются, особенно выразительно.

Мы все ближе подбираемся к вопросу: как слушать музыку? Без ответа на него все наши рассуждения могут повиснуть в воздухе. Вот несколько основных соображений.

Не надо включать музыку, если по каким-то причинам ребенок к этому не расположен (ему хочется чего-то другого, у него плохое самочувствие).

Музыка не должна быть слишком громкой.

Музыка, даже самая прекрасная, не должна звучать постоянно. Иначе она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать двух-трех минут. По три-четыре раза в день. Постепенно к 9 - 12 месяцам время можно увеличить до 15 - 20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определенной.

И конечно же, как и всегда, нам может помочь игра.

В два-три месяца. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется к ним взглядом и радуется, что снова обнаружил звучащие предметы.

В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться все дальше и дальше. Благодаря подобным играм кроха определяет связь между звуками и их источником.

В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Музыка звучит полминуты. Затем вы накрываете источник звука куском материи и спрашиваете маленького слушателя: «Где музыка? Нет музыки?». Ребенок с удовольствием принимает игру, и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается, ждет, что вы снова включите музыку, и слушает её с новым интересом.

Лев Романович Мадорский - преподаватель музыкальной школы, в настоящее время работает в Германии. Анатолий Залманович Зак - профессор музыкальной академии имени Гнесиных. Написали в соавторстве несколько книг о семейном воспитании. Сейчас работают над книгой «Ребенок тянется к музыке»

Нужно ли учить ребенка музыке? Сегодня специалисты рекомендуют начинать приобщать малыша к музыке задолго до того, как он сможет дотянуться до клавиш рояля.

Моя первая филармония. Педагоги, психологи, музыканты едины во мнении, что вводить кроху в мир музыки нужно еще до рождения. Малыш способен слышать звуки за три месяца до рождения, а улавливать колебания звуковых волн — намного раньше. Гармоничные волновые колебания передают импульс околоплодным водам и непосредственно воздействуют на каждую клеточку тела и особенно мозга. Музыка способствует активному росту мозга плода, активизирует формирование зон коры, отвечающих за речь, логические операции, интуитивное и ассоциативное мышление. И, конечно же, способствует развитию слуха и чувства ритма. Правильно организовать «концертный зал» в собственном животике не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы музыка принесла пользу, а не вред, следует учесть очень многое.

Репертуар. Музыка, самое абстрактное и отвлеченное из искусств, требует, прежде всего, эмоционального отклика, сопереживания. А малыш в мамином животике, как крошечный эмоциональный локатор, улавливает каждое движение ее души. Если музыка не будет доставлять удовольствия вам, она не принесет особой пользы и крохе. Полагайтесь на собственный вкус, который у беременных нередко бывает столь же причудливым и переменчивым, как и пищевые пристрастия: от ноктюрнов Шопена и вальсов Штрауса до французской самбы и негритянского джаза.

Исполнение. Постарайтесь приобрести хороший музыкальный центр или хотя бы CD-проигрыватель, он пригодится вам, и когда ваш малыш появится на свет. Чтобы гарантировать качественное звучание и отсутствие помех, которые могут быть вредны для малыша, выбирайте только лицензионные диски. Лучше — предназначенные специально для детей. Считается, что живая инструментальная музыка намного полезнее записей, особенно цифровых. Техника, даже самая качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания, которые полностью совпадали бы с параметрами "живого" звука. Поэтому старайтесь время от времени выбираться на симфонические или камерные концерты.

Музицирование. Самая полезная для ребенка музыка — это та, которую исполняет сама мама. Однако если вы играете на инструменте, резонатор которого примыкает непосредственно к животу (гитара, мандолина, виолончель и т.д.), не стоит делать это часто и подолгу: интенсивность звука и вибрация будут слишком сильными. Оптимальные инструменты для музицирования во время беременности — фортепиано и флейта. Фортепиано обладает самой богатой звуковой палитрой, полной нюансов и полутонов, а при игре на флейте, как и при плавании, активизируются кислородный обмен и кровоток у мамы и малыша.

Танцы. У детей, мамы которых танцевали во время беременности, прекрасно развито чувство ритма. Ведь кроха в животике “танцует” вместе с мамой, улавливая тончайшие нюансы каждого вашего движения. Не стоит отплясывать на восьмом месяце рок-н-ролл, а вот покружиться под ритмичную небыструю музыку, выполнить несложные ритмические упражнения или просто грациозно подвигать в такт музыке руками, плечами, головой полезно на любом сроке.

Грудничковый репертуар. Правильно подобранная музыка поможет структурировать день вашего ребенка. Когда вы играете с малышом, делаете массаж или гимнастику, включите ритмичную,бодрящую музыку: “Турецкий марш” Моцарта, “Менуэт” Боккерини, “Шутку” Баха, вальсы Штрауса и Шопена, струнные квартеты Гайдна. Во время кормления грудью, чтобы малыш хорошо сосал и не засыпал у груди, подбирайте динамичные, но не слиш-ком быстрые произведения: “Времена года” Вивальди, “Детский альбом” Чайковского, 40-ю симфонию Моцарта, 6-ю симфонию Чайковского, кларнетные квинтеты Моцарта, “Венгерскую рапсодию” Листа. Можно подобрать и произведения, которые помогут расслабиться перед сном: “Итальянский концерт” Баха, “Симфонию” Гайдна, “Колыбельную” Брамса, “Свет луны” Шуберта, “Симфонию ля-минор” и “Лунную сонату” Бетховена, “Грезы” Шумана.Если вы затрудняетесь с выбором, приобретите тематические диски для детей, где подобраны подходящие для маленьких детей музыкальные произведения в нежной аранжировке.

Споем, малыш! Живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, самого высоко профессионального исполнения. Конечно, те, кто от природы наделен хорошими музыкальными способностями, поют детям много и с удовольствием. Но часто мама полагает, что, если медведь отдавил ей в детстве оба уха, лучше помалкивать даже наедине с собственным ребенком. Но даже при полном отсутствии музыкальных способностей совсем несложно выучить несколько простеньких детских песенок.

Ритмический рисунок. В первые месяцы после рождения тактильные ощущения — главный источник информации о мире. Лучший способ развития чувства ритма — массаж под музыку. Подберите детские песенки-потешки и, когда делаете малышу массаж, пойте их или включайте диск. Хорошо, если каждому массажному приему будет соответствовать строго определенный ритм. То же самое касается и гимнастики. Очень полезно, взяв ребенка на руки, простукивать его ладошкой ритмический рисунок несложных детских песенок-потешек. Можно попробовать танцевать вместе малышом, взяв его на руки или посадив в слинг. Если вы танцевали до его рождения, поставьте ту же музыку и делайте те же движения. Малыш обязательно вспомнит свой пренатальный опыт. После 3-4 месяцев можно не просто кружиться вместе с ребенком, но и покачивать его, слегка подбрасывать, махать в такт его ручками. Ближе к году, когда малыш научится стоять самостоятельно, он с радостью будет делать вместе с вами движения под музыку: раскачиваться,приседать, а потом и кружиться.

В мире звуков. Чем больше разнообразных звуков будет окружать малыша, тем лучше будет развиваться его слух. Помимо покупных погремушек сделайте погремушки-»шуршалочки", насыпав в маленькие, плотно закрывающиеся емкости (футляр от пипетки, коробочка от киндер-сюрприза) немного крупы, гороха, макарон. Это приучит ребенка прислушиваться к негромким, нежным звукам. Приобретите колокольчики различной высоты и тембра и развесьте их так, чтобы малыш мог легко до них дотянуться ручками и ножками. Обязательно комментируйте, какие получаются звуки: «Этот колокольчик тихо звенит, тоненько. А у того голос громкий, звонкий».

В 6-8 месяцев, когда ребенок научится стучать предметом о предмет, позаботьтесь, чтобы ему было чем и обо что постучать. Подойдут перевернутые пустые коробки, наполненные крупами пластиковые бутылки, кастрюли, деревянные ложки. Возьмите ручку малыша в свою и простучите ритмический рисунок известной ему песенки на разных «инструментах». После полугода нужно познакомить ребенка и с правильно настроенными музыкальными инструментами. Приобретите детские шумовые инструменты: металлофон, треугольник, бубен, маракасы, флейту. После 8-9 месяцев запишите на компакт-диск звучание 5-7 известных ребенку предметов домашнего обихода и детских музыкальных инструментов. Поставьте перед ребенком 1-2 предмета, включите запись и спросите, на чем это играют. Очень скоро он научится самостоятельно определять звуки. Затем задание можно будет усложнить. Дайте ребенку прослушать подряд несколько записей. Каждый предмет или инструмент при этом должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов — 10 секунд. Затем постучите по «инструментам» в нужной последовательности, вложив ручки малыша в свои. Довольно скоро малыш сообразит, что именно от него требуется, и с удовольствием начнет сам стучать по кастрюлькам и коробкам. Можно попробовать постучать по «ударным инструментам» разными предметами: деревянной и металлической ложками, пластиковой бутылкой, картонной трубочкой и т.д. — и сравнить получившиеся звуки.

Музыкальное детство. Пение — это прекрасный способ установить эмоциональный контакт с малышом, вовлечь его в диалог. Когда ребенок начинает гулить, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и повторите звуки, которые он произносит, переложив их на какой-нибудь несложный мотив. Варьируйте звук: меняйте ритм, высоту, тембр. Попробуйте в ответ на лепет спеть звук, которого нет в репертуаре малыша. Несмотря на всю пользу классической музыки, не нужно, чтобы она звучала в детской постоянно. Ребенок должен научиться «слушать тишину», различая в ней звуки обыденной жизни: скрип двери, шелест ветра, щебетание птиц, шуршание бумаги.

Без насилия. Занимаясь с крохой музыкой, не забывайте о «золотом правиле» раннего развития: любое развивающее занятие должно закончиться раньше, чем оно прискучит малышу, даже если это произойдет всего лишь через одну-две минуты. Ведь времени у вас впереди предостаточно, и пока что самое важное — не добиться каких-то сногсшибательных результатов, а показать крохе, как удивительно богат и волшебно красив мир звуков. Вам кажется, этого мало? Что же, подождите совсем чуть-чуть, и вы убедитесь, что это совсем не так!

Неправильно, чтобы у малыша создавалось ощущение, что музыка нужна только для того, чтобы танцевать, прыгать, хлопать в ладоши. Те же произведения, которые вы используете для ритмических игр, полезно время от времени просто спокойно послушать, отдаваясь стихии музыки.

 

[+]
  • narrow screen resolution
  • wide screen resolution
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size