ЭФФЕКТ МОЦАРТА

Прослушивание музыки Моцарта повышает умственные способности студентов. К такому выводу пришли физик Гордон Шоу и психолог Фрэнсис Раушер, основываясь на экспериментах, проведенных ими в Калифорнийском университете. В 1997 году Шоу и Раушер объявили, что обучение игре на рояле и пению способствует развитию у детей абстрактно-логического мышления.

Оказывается, классическая музыка положительно воздействует не только на людей, но и на животных. Например, крысы, помещенные в лабиринт, совершают меньше ошибок и быстрее находят выход, если в течение двух месяцев после рождения они слушали произведения Моцарта. Интенсивное прослушивание музыки приводит к анатомическим изменениям гиппокампа – извилины мозга, расположенной у основания височной доли и участвующей в механизмах памяти и эмоциональных реакций. Даже растения лучше растут под музыку Баха.

Шоу и Раушер создали институт, в котором изучают пути применения музыки для развития интеллекта. Исследования показали, что ритм активизирует деятельность коры головного мозга и подкорковых структур, регулирующих человеческое поведение, - ритмичная музыка вызывает желание производить столь же ритмичные действия.

Выяснилось также, что с помощью музыки можно стимулировать работу отдельных элементов мозга, которые контролируют деятельность иммунной, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, печени, почек, селезенки и других внутренних органов. Не меньшее влияние произведения великих композиторов оказывают и на эмоциональную сферу: музыка успокаивает и приводит в ярость, внушает тревогу или надежду на перемены к лучшему, пробуждает воспоминания и будит желания. Она воздействует не только на психику и воображение, но и на все физиологические процессы в организме, на пищеварение и дыхание. Она изменяет сердечный ритм и артериальное давление, обостряет (или, наоборот, притупляет) зрение и слух.

Если в нужной последовательности активизировать с помощью музыки участки мозга, которые участвуют в решении определенных задач, например, когда необходима хорошая ориентация во времени и пространстве, можно добиться лучшего их решения. Точно так же, как и при проблемах, требующих использования информации, которая человеку известна, но он не может ею воспользоваться, потому что доступ к ней по каким-либо психологическим причинам (скажем, мешают неприятные воспоминания) закрыт или затруднен. Музыка в этом случае мгновенно и безболезненно открывает то, что казалось навсегда забытым.

Классические музыкальные произведения повышают изобретательность, развивают способности к математике и игре в шахматы. Так, в штате Вашингтон заметили, что иммигранты из Мексики быстрее учат английский, если занятия проходят под музыку Баха. А в Болгарии обнаружили, что музыка Вивальди укрепляет память и повышает способность запоминать стихи. Идеи Шоу и Раушер были подхвачены Дон Кэмпбеллом, утверждающим в своих книгах, что музыка Моцарта не только улучшает память и работу мозга, но и помогает лечить различные психические и соматические заболевания. «Если в произведениях Моцарта скрыта целительная сила, то почем же сам композитор постоянно болел?» - спрашивают скептики. Однако далеко не все врачи были долгожителями и могли похвастаться отменным здоровьем.

Число людей, которые, узнав об «эффекте Моцарта», хотят испробовать целебную силу музыки на себе и своих детях, постоянно растет. По решению губернатора Джорджии 22 июня 1998 года в этом штате началась бесплатная выдача компакт-дисков с классическими произведениями родителям всех новорожденных. Аналогичное решение принял губернатор штата Теннеси. Некоторые врачи пришли к выводу, что музыка Баха, Дебюсси, Гайдна, Мендельсона и Моцарта помогает выжить пациентам, находящимся в критическом состоянии, уменьшает тревогу перед операцией, позволяет избежать стресса или снижает его пагубное действие.

В мае 1999 года сотни больниц в США получили бесплатные компакт-диски с классической музыкой. В стране началось движение, целью которого стало использование музыки в школьных программах для повышения умственных способностей детей. Было разработано специальное музыкальное устройство, способствующее лучшему развитию плода в утробе матери.

Великий древнегреческий философ Платон утверждал, что музыка дана человеку отнюдь не для получения удовольствия и бессмысленного провождения времени. Она должна служить практическим целям как средство против разлада в душе. Музыка восстанавливает гармонию внутри человека, делает его коммуникабельным, примиряет с внешним миром.

Различные инструменты и различные ритмы производят разное действие. Одни расслабляют слушателя, делают его изнеженным, склонным к тревоге, печали и поспешным непродуманным поступкам. Другие помогают сосредоточиться, быть готовым к отражению любо угрозы, вести себя разумно и осмотрительно. Не существует единого лекарства, которое помогало бы каждому и от любой болезни. Музыка не исключение. Она полезна в определенных дозах и при определенных условиях. Но эти условия в значительной степени человек создает для себя сам. Он должен выбрать композиторов, которые ему подходят: на одних лучше воздействуют оперные произведения, на других – инструментальные. Главное, постараться слушать регулярно, чтобы музыка приносила радость, стала естественной и необходимой частью жизни.

Музыка может оказаться полезной при ангине или астме, может снять зубную или головную боль и даже замедлить процесс старения. Музыка способна творить чудеса, но для того, чтобы она помогла, слушатель должен найти свою мелодию.

 

[+]
  • narrow screen resolution
  • wide screen resolution
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size